 
  | 
 
-  
Определить стратегию размещения сети аэропортов на территории страны, которая бы 
способствовала созданию сбалансированной транспортной инфраструктуры, развитию региональной экономики и отвечала национальным 
интересам. 
Комментарии и аргументы: Утвержденной приказом Минтранса России N 94 от 31.07.2006 г. "Стратегией развития транспорта Российской 
Федерации на период до 2010 года" (см. п. 3 раздела IV) предусмотрено следующее: "Формирование опорной сети аэропортов федерального 
значения (крупных пересадочных узлов и региональных аэропортов). Принципиальным является развитие системы узловых аэропортов: 
Центральный федеральный округ (Московский авиаузел), Приволжский федеральный округ (Курумоч), Южный федеральный округ (Пашковский), 
Сибирский федеральный округ (Емельяново, Толмачево, Иркутск), Уральский федеральный округ (Кольцово), Северо-Западный федеральный округ 
(Пулково), Дальневосточный федеральный округ (Хабаровск, Якутск), а также 16 региональных аэропортов, из них 14 федерального значения 
(Калининград, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Томск, Иркутск, Улан-Удэ, Архангельск, Мурманск, Владикавказ, Астрахань, Геленджик, Ульяновск, 
Пермь, Хатанга) и 2 аэропорта местного значения (Курган, Нерюнгри)". 
Судьба же остальных, даже крупных аэропортов, не определена. Например, Владивосток, Южно-Сахалинск, Магадан, Анадырь, Норильск, Омск, 
Челябинск и т.д., не считая малых. Представляется необходимым определить перспективы развития всех аэропортов, включая малые. Поэтому 
"Стратегию развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года" необходимо дополнить.
  
  -  
Определить для ведущих авиаперевозчиков альтернативные маршрутные сети с целью 
выравнивания доходности и конкурентных позиций авиапредприятий. 
Комментарии и аргументы: Авиаперевозчикам выдавать разрешения на экономически выгодные маршруты с условием выполнения 
рейсов на менее выгодных (но социально-значимых) маршрутах. Продолжающаяся концентрация авиаперевозок в Москве, на которую сейчас 
приходится порядка 80% всех авиалиний, косвенно свидетельствует о том, что число межрегиональных маршрутов не только не растет, но и 
наоборот, сокращается.
  
  -  
Ускорить принятие Закона об аэропортах. 
Комментарии и аргументы: Правовое положение аэропортов и их статус не закреплены Законом, правовое поле деятельности 
отсутствует, что негативно сказывается на их функционировании.
  
  -  
Процесс разделения аэропортов и авиакомпаний проводить с учетом местных 
особенностей регионов и исходя из экономической целесообразности, с учетом мнения региональных властей. 
Комментарии и аргументы: Практика показала необходимость этого мероприятия для крупных, стратегических аэропортов страны. 
Однако, внутри регионов, где существуют небольшие авиапредприятия, объединяющие аэропорт и авиакомпанию и которые обслуживают местные 
перевозки, модель "аэропорт  авиакомпания" = единый авиабизнес, с точки зрения экономики, более эффективна и жизнеспособна.
  
  -  
Покупку авиакомпаниями (аэропортами) и /или аффилированными с ними структурами 
блокирующих (контрольных пакетов) акций аэропортов (авиакомпаний) проводить по согласованию с антимонопольным комитетом и региональными 
властями. 
Комментарии и аргументы: В последнее время наметилась тенденция усиления влияния авиакомпаний на аэропорты путем создания 
"управляющих компаний", имеют место попытки приобретения блокирующего и даже контрольного пакета акций аэропортов при нейтральной 
позиции антимонополньного ведомства. Аэропорт  это независимый хозяйствующий субъект. Его главная обязанность  обеспечить 
право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам. Разделение ОАО в ГА преследовало именно эту цель.
  
  -  
Передать права собственника государственного авиационного имущества аэропортов 
Росавиации. 
Комментарии и аргументы: реальные права собственника авиационного государственного имущества должны быть у Росавиации. 
Это позволило бы более динамично решать проблемы собственности. В настоящее время этот процесс тормозится дублированием функций 
собственника Росавиацией и Росимуществом и отсутствием между ними взаимопонимания.
  
  -  
В рамках государственно-частного партнерства активнее передавать частным 
предпринимателям на правах концессии и аренды неэффективно использующиеся основные производственные фонды аэропортов. 
Комментарии и аргументы: При необходимости можно и нужно на основе дополнительной проработки внести дополнения и изменения 
в Главу 54 ГК РФ "Коммерческая концессия".
  
  -  
Привлечь к управлению региональными и местными аэропортами органы власти 
субъектов РФ, передав им в собственность аэропорты без права их перепрофилирования. 
Комментарии и аргументы: Исходя из ограниченности финансовых ресурсов федерального бюджета целесообразно привлечь ресурсы 
местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ, так как местной власти проблемы аэропортов ближе.
  
  -  
Увеличить размеры субсидирования социально-значимых аэропортов (аэропорты, 
расположенные в районах Крайнего Севера и аэропорты местных воздушных линий). Разработать механизм субсидирования, предусматривающий 
прозрачность принятия решений по распределению бюджетных средств и контроль за их использованием с привлечением общественных 
организаций. 
Комментарии и аргументы: Без финансовой помощи социально-значимые аэропорты, расположенные в районах Крайнего Севера, и 
аэропорты местных воздушных линий не смогут полноценно функционировать. Поэтому необходим механизм их субсидирования.
  
  -  
Передать земли аэропортам в безвозмездное срочное пользование. 
Комментарии и аргументы: В соответствии со ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных 
участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
  
  -  
Предусмотреть на федеральном уровне включение инвестиционной составляющей 
в аэропортовые сборы. 
Комментарии и аргументы: Это позволит обеспечить окупаемость инвестиционных проектов и, как следствие, их привлекательность 
для крупного частного бизнеса.
  
  -  
Расформировать Администрацию гражданских аэропортов (АГА) и передать ее функции 
в ФАВТ. 
Комментарии и аргументы: В условиях существования Администрации гражданских аэропортов ФАВТ и АГА дублируют функции 
по управлению государственной собственностью. Существование АГА лишает самостоятельности, ограничивает возможности аэропортов.
  
  -  
Отказаться от идеи передачи аэропорту Шереметьево функций головного по отношению 
к другим аэропортам московского авиаузла; Пулково  по отношению к другим аэропортам Северо-Запада и т.д. 
Комментарии и аргументы: Создание головных аэропортов неизбежно приведет к монополии и недобросовестной конкуренции.
 
   
  | 
 
 
1 Заседание запланировано на 14 декабря 2006 года и посвящено вопросу "О ходе реализации Концепции управления федеральным 
имуществом гражданских аэропортов (аэродромов)".
 
 
  
  
<<  Вернуться на страницу "События"
 
  
 | 
 
  |