 
  | 
 
БЫЛО ВАШЕ  СТАНЕТ НАШЕ 
Дмитрий Люстрицкий, журналист [ Колонка обозревателя ] 
  | 
 
 
Вокруг многострадального иркутского аэропорта не первый год происходят странные события. Вот и вчера очередной лайнер чуть не вписал 
новую страницу в мартиролог иркутских катастроф. Но сейчас мы поведём речь не о печальной авиационной статистике, а об интригах, которые 
крутятся вокруг иркутского аэропорта уже не первый год.
  
Все эти годы предприятием (а иркутский аэропорт  это федеральное государственное 
унитарное предприятие, то есть такое предприятие, которое находится в наиболее неудобной форме хозяйствования с точки зрения современной 
экономики) управлял Алексей Куликов. Почему неудобной? Потому, что имущество 
унитарного предприятия является неделимым, а сама организация даже не является собственником своего имущества. С одной стороны, такая 
форма подразумевает контроль государства над своим имуществом, с другой  делает ФГУП абсолютно непривлекательным для инвесторов. 
Кто будет вкладывать деньги в предприятие, если их нельзя обеспечить имуществом?
  
Само же государство в иркутский аэропорт деньги вкладывать не спешило. Ещё с советских времён полагало Иркутск субузловым аэропортом, 
главное предназначение которого  доставлять пассажиропотоки к крупным аэропортам Новосибирска, Хабаровска и, разумеется, Москвы. 
К тому же всё время дебатировался вопрос о переносе аэропорта за пределы городской черты  так очередное "промежуточное" решение 
под лозунгом "зачем реконструировать, если будем переносить?" двадцать лет назад лишило иркутский аэропорт всяких перспектив на 
строительство новой полосы и получение нового навигационного оборудования.
  
Иркутяне, в свою очередь, не хотели оставаться заштатным аэропортом  и искали пути обхода ограничений, которые ставит перед иркутским 
аэропортом статус ФГУП. Одним из таких решений стал проект создания транспортно-логистического центра, что позволило бы зарабатывать 
деньги на транзите грузов. Другим ключиком к повышению статуса стало расширение объёма международных перевозок за счёт сотрудничества 
с туристическими компаниями. Я подозреваю, что Алексей Куликов занимался этой деятельностью не с целью абстрактной благотворительности, 
 но нельзя не признать, что он преуспел. Сегодня отремонтировано здание аэровокзала, "пробито" финансирование на реконструкцию 
полосы, разрешён прямой рейс в Мюнхен, растут прибыли... Аэропорт развивается, несмотря на мрачную славу города, в котором природа не 
благоволит к аппаратам тяжелее воздуха.
  
Кстати, при расследовании всех печальных происшествий к собственно аэропорту претензий неизменно не было, а значит, их не было и к его 
руководству. И вдруг  Федеральное агентство воздушного транспорта проводит конкурс на должность гендиректора ФГУП "Аэропорт 
Иркутск", в котором Алексей Куликов не только не участвует, но даже не уведомлен о его проведении! А побеждает на нём Константин Былинин, 
исполняющий обязанности гендиректора авиакомпании "Самара", входящей в 
альянса AiRUnion...
  
Не имея ничего против лично господина Былинина, могу лишь отметить, что авиакомпания "Самара" тесно связана с красноярскими авиамагнатами 
Абрамовичами, а отзывы о деятельности Air Union в Самаре поступают весьма и весьма противоречивые. Всё происходящее напоминает сценарий 
банального недружественного поглощения, за которым отчётливо просматривается желание прибрать к рукам прибыльный государственный актив.
  
Неожиданное решение ФАВТ застало врасплох даже губернатора Александра Тишанина, 
который был вынужден обратиться с недоуменным письмом к министру транспорта Игорю 
Левитину. Ответа он так и не получил. Чем же вызвано решительное наступление красноярских бизнесменов? Рискну предположить, что 
дальнейшим шагом будет внесение иркутского аэропорта в список объектов, подлежащих приватизации,  по известной схеме, когда 
государству остаётся навигация и полосы, а частникам  Air Union?  уйдёт отремонтированный аэровокзал и инфраструктура. Кроме 
того, не нужно забывать и то, что на первом этапе строительства нового аэропорта распорядителем средств также будет выступать ФГУП 
"Аэропорт Иркутск", что сулит хорошие дивиденды при "правильном" подходе. Естественно, интересы рядовых иркутян при этом будут учитываться 
в последнюю очередь...
  
 
    | 
  
  
<<  Назад
  
<<  Вернуться на страницу "События"
 
  
 | 
 
  |